Конкурентная разведка в Украине

Безопасность и информация – два кита,
на которых зиждется эффективное ведение бизнеса

Под конкурентной разведкой следует понимать деятельность отдельных лиц и сообществ, направленную на поиск, анализ, систематизацию и оценку информации, представляющей бизнес-интерес в условиях рыночной конкуренции.
В целом конкурентная разведка представляет собой комплексную систему гласных и негласных мероприятий, применяемою с помощью различных средств и современных технологий.
В нынешних условиях конкурентной борьбы, функционирования множества субъектов хозяйствования, конкурентная разведка является инструментом предотвращения возможных финансовых и иных рисков в ходе финансово-хозяйственной деятельности коммерческих предприятий, учреждений и организаций, а также частного бизнеса.

В последние годы конкурентная разведка в Украине  получает все более широкое распространение и даже выделяется в самостоятельный вид предпринимательства. Появляются коммерческие организации, применяющие самые совершенные технологические средства для получения самой разнообразной информации о субъектах предпринимательской деятельности. Часто такие организации действуют как частные детективные агентства и информационно-аналитические центры (в различных организационно-правовых формах). Органы исполнительной и муниципальной власти не могут воспрепятствовать деятельности таких организаций, осуществляемой в допустимых законом формах, но должны выявлять и пресекать использование незаконных средств и методов получения информации. При этом они должны учитывать , что названные виды незаконной деятельности могут осуществлять не только специализирующиеся на получении информации коммерческие и некоммерческие организации, но и подразделения (службы) юридического лица практически любой организационно-правовой формы.
Основными задачами конкурентной разведки являются:
1. исследования в отрасли изучения (комплексного анализа) финансово-хозяйственной деятельности предприятия-конкурента, включая управленческую сферу (принятие и выполнение решений, кадровый менеджмент, механизм прохождения внутренней информации, структура управления прочее);
2. исследование внутренних и внешних рынков товаров (услуг); анализ порядка взаимодействия с покупателями и поставщиками, а также методы продаж; изучение других вопросов, которые имеют значение для успешной реализации и продвижения товаров (услуг) на внутреннем и внешним рынках с целью получения максимальной прибыли;
3. установление обстоятельств недобросовестной конкуренции со стороны других фирм;
4. рассмотрение фактов неправомерного использования товарных (фирменных) знаков предприятия;
5. сбор информации о лицах (контрагентах), заключивших с предприятием контракты с целью предотвращения возможных финансовых рисков, мошенничеств с их стороны;
6. выявление некредитоспособных и ненадежных деловых партнеров;
7. предоставление руководству фирмы необходимой информации при проведении деловых переговоров;
8. сбор иной информации маркетингового характер.

Основные направления реализации информации

Дальнейшая реализация полученной информации осуществляется исходя из задач. Основными направлениями реализации полученной информации могут быть:
1. Ограничение функционирования конкурента на рынке, дестабилизация его деятельности,
снижение уровня рентабельности прочее;
2. Компрометация и дискредитация субъекта хозяйствования перед органами власти и
управления, общественными организациями, деловыми партнерами, контрагентами, сотрудничающими
структурами, банками, фондами, прочее;
3. Подрыв имиджа и деловой репутации, создание негативного общественного мнения деловых
кругов относительно конкурента посредством использования возможностей средств массовой информации;
4. Использование компрометирующей либо иной информации о фактах правонарушений конкурента
для негласного и зашифрованного инициирования проверок контролирующих либо правоохранительных
органов (например, установление факта несоответствия юридического и фактического адресов фирмы,
является основанием для отмены государственной регистрации субъекта предпринимательской
деятельности).
5. Использование полученной информации для решения вопросов в порядке гражданского либо
уголовного судопроизводства, обеспечения исков при рассмотрении дел в судах, при исполнительном
производстве прочее.

Пример 1. Предприниматель без образования юридического лица Ситников имел крупный магазин «Альфа-товары». После сдачи в налоговую инспекцию отчета в магазин приехала налоговая милиция, возбудившая уголовное преследование и опечатавшая магазин. Основаниями таких действий налоговой милиции явились материалы, представленные в налоговую милицию конкурентами. Конкуренты установили стационарное наблюдение за магазином и собрали информацию об объемах поставок, номенклатуре и цене товара, поступившего в магазин. Произведенный налоговой милицией  подсчет дал основания для подозрений в занижении дохода, подлежащего налогообложению. Хотя в конечном итоге уголовное дело было прекращено, длительный перерыв в работе, связанной с проверкой и возбуждением уголовного дела, а также штрафы, наложенные на предпринимателя, и финансовые санкции за выявленные нарушения разрушили хорошо налаженный бизнес, магазин пришлось закрыть.

Отметим, что в сфере малого и среднего бизнеса чаще всего целью осуществления конкурентной разведки или промышленного шпионажа является устранение конкурента  с рынка услуг, получение выгодных заказов, рынков сбыта, дешевого сырья или технологий.

Дополнительными задачами, подлежащими решению, являются:
1. консультирование и предоставление рекомендаций руководству и персоналу фирмы по вопросам обеспечения безопасности бизнеса в целом, и отдельных акций;
2. изучение криминальных аспектов рынка, состояния и влияния теневой экономики на рынок;
3. расследование фактов разглашения коммерческой тайны и конфиденциальной информации субъекта хозяйствования;
4. обеспечение необходимого уровня безопасности в местах проведения фирмой конфиденциальных, представительских и массовых мероприятий;
5.работа с персоналом, имеющим доступ к коммерческой тайне, сотрудниками, родственники которых работают у конкурентов; ранее судимыми; уволившимися с предприятия, иными категориями лиц.

6. Контр-мероприятия направленные на выявление фактов конкурентной разведки.

Пример 2. Общество с ограниченной ответственностью «Окна» занималось установкой новых окон, а также дверей и т.п. видами деятельности. Диспетчер по телефону принимал заказы, о которых составлял отчет и передавал его коммерческому директору. В течение месяца ООО четыре раза получало крупные заказы, однако в течение часа после сделанного заказа заказчик перезванивал диспетчеру  и снимал заказ. Возникли подозрения об утечке информации. Был приглашен специалист, который обнаружил радиозакладку в распределительной коробке на лестничной площадке. Конкурирующая организация, отследив крупного клиента, перезванивала диспетчеру и от имени заказчика отказывалась от заказа. А затем сама связывалась с клиентом и предлагала те же услуги, что ООО «Окна», но дешевле. Перспективы уголовного преследования конкурента в описанной ситуации проблематичны, поэтому ООО «Окна» ограничилось установкой технических средств, исключающих возможность  перехвата телефонных переговоров.

Список конкурентов, работающих на «вашей» территории или в вашем сегменте рынка. Подготовка такого перечня — это не возможность, а необходимость. Кроме перечня, должно быть собрано по возможности подробное «досье» на каждого из ваших реальных (или потенциальных) конкурентов. В таком досье кроме обычной коммерческой информации, должны по возможности быть собраны сведения о предпочтительных формах работы конкурента на рынке, известных случаях недобросовестной конкуренции, рекламной, информационной, технической (технологической) политике. Учет этой информации не только позволит вам иметь преимущество в конкурентной борьбе, но и заранее прогнозировать действия конкурентов, направленные против вашей компании, а следовательно, иметь возможность предотвратить возможные негативные последствия. К сказанному необходимо только добавить, что подобную информацию вполне возможно, собирают и ваши конкуренты о вашей деятельности.

Оставить комментарий

*